понедельник, 29 октября 2012 г.

Фильм недели: Пианино, режиссер Джейн Кемпион.

(Пятница, 2 ноября, телеканал Культура 23-50)
           Всех наград фильма и не перечесть, один только австралийский киноинститут их вручил аж 11, но самая главная - "Золотая пальмовая ветвь" Каннского фестиваля за 1993 год. Правда, справедливости ради, заметим, что в тот год победителей было двое. Помимо Джейн Кемпион, веточку получил китайский режиссер Чень Кайгэ за "Прощай, моя наложница"). Что же в этом фильме хорошего?
          С шести лет Ада (Хантер) не говорит, но ее мужа, мистера Стюарта (Нил), женившегося на Аде по переписке и перевезшего ее в Новую Зеландию, это совершенно не смущает. В селении маори по соседству от молодоженов живет некий Бейнс (Кайтель), татуированный под аборигена. Бейнс начинает брать у Ады странные уроки музыки.
         Кино антиподки Джейн Кэмпион, нашумевшее в год выпуска, довольно быстро ушло на второй план, едва не удостоившись статуса одноразового хита. Да и слава ее была какой-то половинчатой: в Каннах «Пианино» разделило «Золотую пальмовую ветвь» с китайской лентой «Прощай, моя наложница», на «Оскаре» уступило по очкам «Списку Шиндлера». Сейчас уже понятно, что это одна из величайших любовных историй нового времени. И главное в ней — священное безумие мистера Стюарта, в порыве ревности отсекающего пальцы своей неверной жене и лишающего ее возможности общаться с миром даже посредством клавиш пианино. Его слепое отчаяние трагично и возвышенно не меньше, чем тайный союз Ады и Бейнса и их святая к музыке любовь. Вот только к музыке Стюарт абсолютно равнодушен — и поэтому выворачивающие душу наизнанку гаммы минималиста Майкла Наймана ему заменяет хруст суставов да жалобный ной разбитого топором пианино. Потому что по-другому — нельзя. Сердце не выдержит. И смутившая многих нарочито холодноватая, вплоть до расчетливости, режиссерская манера Кэмпион кажется не равнодушием, а единственным способом самосохранения.

        Остальные фильмы...да, да, именно здесь.