(Пятница, 2 ноября, телеканал Культура 23-50)
Всех наград
фильма и не перечесть, один только австралийский киноинститут их вручил аж
11, но самая главная - "Золотая пальмовая ветвь" Каннского фестиваля
за 1993 год. Правда, справедливости ради, заметим, что в тот год победителей
было двое. Помимо Джейн Кемпион, веточку получил китайский режиссер Чень Кайгэ за
"Прощай, моя наложница"). Что же в этом фильме хорошего?
С шести лет Ада (Хантер) не говорит, но ее мужа, мистера Стюарта (Нил),
женившегося на Аде по переписке и перевезшего ее в Новую Зеландию, это
совершенно не смущает. В селении маори по соседству от молодоженов живет некий
Бейнс (Кайтель), татуированный под аборигена. Бейнс начинает брать у Ады
странные уроки музыки.
Кино антиподки
Джейн Кэмпион, нашумевшее в год выпуска, довольно быстро ушло
на второй план, едва не удостоившись статуса одноразового хита.
Да и слава ее была какой-то половинчатой: в Каннах «Пианино»
разделило «Золотую пальмовую ветвь» с китайской лентой «Прощай, моя
наложница», на «Оскаре» уступило по очкам «Списку Шиндлера». Сейчас
уже понятно, что это одна из величайших любовных историй нового времени.
И главное в ней — священное безумие мистера Стюарта,
в порыве ревности отсекающего пальцы своей неверной жене и лишающего
ее возможности общаться с миром даже посредством клавиш пианино. Его
слепое отчаяние трагично и возвышенно не меньше, чем тайный союз Ады
и Бейнса и их святая к музыке любовь. Вот только
к музыке Стюарт абсолютно равнодушен — и поэтому выворачивающие
душу наизнанку гаммы минималиста Майкла Наймана ему заменяет хруст суставов
да жалобный ной разбитого топором пианино. Потому что по-другому —
нельзя. Сердце не выдержит. И смутившая многих нарочито холодноватая,
вплоть до расчетливости, режиссерская манера Кэмпион кажется
не равнодушием, а единственным способом самосохранения.
Остальные фильмы...да, да, именно здесь.
Остальные фильмы...да, да, именно здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий