МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР : кинематограф как универсальное средство обучения

На первом этапе своей педагогической деятельности моей темой самообразования была  «Дискуссия как форма проведения внеклассного мероприятия». На первом этапе проходило освоение педагогического опыта проведения дискуссий, изучение дидактического материала. Для реализации данной темы на практике с начала текущего учебного года (2008-2009 г.г.) в МОУ «Державинский лицей» мной открыт «Дискуссионный клуб». За это время было проведено  более десяти заседаний: 1. «Ценности молодого поколения», 2. «Есть ли чем гордиться в современной России?», 3. «Имя Россия» (в рамках окружного семинара историков) и др. 
В 2010-2011 учебном году мне предложили возглавить городской дискуссионный клуб "Тебе слово" при ДТДиЮ.  Подробную информацию о дискуссиях можно посмотреть на сайте ДТДиЮ  (http://dtdu.ru).   Видео с дискуссий  "События в Северной Африке".  и  "Выполняют ли СМИ свои функции?". 
     В дальнейшем самообразование дополнилось еще одной темой: "Кинематограф как универсальное средство  обучения учащихся на уроках гуманитарного цикла".  Кинематограф - самый молодой, по историческим меркам, вид искусства завоевал широчайшую популярность во всём мире. Став неотъемлемым фактором современной жизни, кино оказывает огромное воздействие на человека. Однако в  школьной практике этот мощнейший ресурс используется недостаточно широко. И я решил попробовать использовать фрагменты из фильмов на своих уроках. За несколько лет работы, связанной с интеграцией кинематографа в содержание образования, накопилось достаточно материала, чтобы выпустить дидактический сборник, над которым я сейчас работаю.
Примеры:   
        1.Урок обществознания. Тема: "Тоталитарный политический режим".
Для более полного понимания такого явления, как тоталитаризм используются фрагменты фильмов:
  • "Метрополис", режиссер Фриц Ланг.

           Фрагмент: Главный герой по имени Фредер  попадает на промышленный уровень как раз в тот момент, когда там происходит авария, в которой погибают несколько человек. Подземная часть Метрополиса представляется Фредеру Молохом, постоянно требующим всё новых человеческих жертв. Анализируя фрагмент учащиеся приходят к выводу, что человек в тоталитаризме является никчемным "винтиком" системы.
  • "V значит Вендетта", режиссер Джэймс МакТиг.


На основе данного фрагмента учащимся предлагается сформулировать признаки тоталитаризма.
  •  "Эквилибриум", режиссер Курт Уиммер. Фрагменты из этого фильма направлены на закрепление изученного материала. Более того они позволяют выйти за грань обычного понимания тоталитаризма. В фильме люди лишены возможности выражать какие-то эмоции, потому, что они… запрещены. Это — та цена, которую человечество платит за устранение из своей жизни войны. Теперь книги, искусство и музыка находятся вне закона. А любое чувство — уже преступление, наказуемое смертью.

 2. Урок истории. Тема: "Великая Отечественная война. Начальный период войны".
При рассмотрении вопроса, связанного с блокадой Ленинграда используются фрагменты из фильма Сергея Лозницы "Блокада".


 "При просмотре возникает редкостное ощущение чуть ли не физической сопричастности происходящему, когда поневоле постигаешь, как медленно и незаметно сжималось кольцо вокруг города, а жизнь всё равно продолжала течь и струиться, подобно бьющему фонтанчику из взорванной водопроводной трубы или же ручейку среди сугробов, из которого горожане черпают воду для своих хозяйских нужд...."

3. Урок обществознания. Тема: "Межнациональные отношения".
На уроке демонстрируется эпизод из фильма "Американская история Х", режиссер Тони Кэй.

Среда, в которой взрослеют братья, оставляет мало выбора. Их отца, сотрудника пожарной охраны, убил чернокожий во время выполнения задания. Их район облюбовали негритянские бандитские группировки. Семье приходится вести скудное существование, и озлобленный на весь мир Дерек, решил стать нацистом.
  При анализе фрагмента учащиеся формулируют причины формирования националистических установок.
Так же при изучении данной темы используется фрагмент из фильма "Класс", режиссер Лоран Канте. Он позволяет акцентировать внимание на, том факте, что каждый человек бесценен. К тому же он позволяет использовать сравнительный метод. 
 
4.  На уроке обществознания, при изучении темы: Семья и семейные ценности используются фрагменты советского мультфильма «Трое из Простаквашино», режиссер Владимир Попов.
Данные фрагменты позволяют наглядно увидеть каким образом изменилась семья в XX веке,  как изменилась роль женщины..
  
Помимо этого, данные фрагменты позволяют обсудить причины конфликтов в семье, модели воспитания.  На этом же уроке используется фрагмент  из фильма 
"Короли лета", режиссер Джордан Вот - Робертс.
  5. При изучении темы «Первая российская революция 1905-1907 г.г. », используется фрагмент из фильма «Броненосец Потемкин», режиссер Сергей Эйзенштейн. Данный фрагмент выводит нас на предметный разговор о о жестокости, которая свойственна революционного времени и о новаторстве великого советского режиссера.
                       

6. При изучении темы «Выборы в демократическом государстве» мы смотрим фрагмент мультфильма «Трюфель», режиссер Денис Чернов.  Данный фрагмент наглядно демонстрирует использование нечестных политических технологий в процессе политической пропаганды
 
7. На уроке истории при изучении вопроса, связанного началом Второй мировой войны используется фрагмент из фильма Анджея Вайды "Катынь". Секретный протокол, подписанный между Германией и СССР в 1939 году - это документ. А каковы его последствия?

8. Чтобы актуализировать ценность образования в современном мире используется фрагмент из фильма "Рассказы", Михаила Сегала.
 
9. Чтобы показать неоднозначность оценок исторического события, например, Гражданской войны, использую фрагменты таких фильмов, как «Чапаев», режиссеры браться Васильевы и «Адмирал», режиссер Андрей Кравчук, где по-разному показывается Каппелевская психологическая атака. Проблемное задание: от чего зависит разнородность взглядов художников на конкретное историческое событие?
  

     10. Эпизод из фильма "Курьер", режиссер Карен Шахназаров позволяет вывести учащихся на проблемный разговор о конфликте поколений.
11. Фрагмент из фильма "Жизнь Пи", режиссер Энг Ли, заставляет задуматься над природой жестокости. Формирует толерантное отношение к "иным".
 
12. Еще один фрагмент из "Жизнь Пи" используется при изучении вопросов, связанных с религией. Благодаря ему происходит выход на понятие "мультикультурализм".
 
 13. Стереотипы - сильнейший регулятор поведения человека. Как это происходит? Ответ находим в том числе и в фрагментах из фильма "Лекарство", режиссер Питер Хортон.

14.  "Мальчик в полосатой пижаме", режиссер Марк Херман. "Взрослое детство войны". У войны много ракурсов, увы и детский тоже есть.
История, происходящая во время Второй мировой войны и показанная сквозь глаза невинного и ничего не подозревающего о происходящих событиях Бруно, восьмилетнего сына коменданта концентрационного лагеря. Его случайное знакомство и дружба с еврейским мальчиком по другую сторону ограды лагеря, в конечном счете, приводит к самым непредсказуемым и ошеломительным последствиям.

Продолжить  диалог на тему: "Дети и война" позволяют фрагменты из фильма Шухрата Аббасова "Ты не сирота".

15. Дети в современном мире находятся под мощнейшим влиянием из вне: общество, СМИ...Зачастую они перестают верить в себя, себе. Фрагменты из фильма "Мирный воин", режиссер Виктор Сальва позволяют задуматься над важными вопросами бытия.
16. Мир - сплошное шоу. Фабрика грез, Точь в точь, Дом 2...Все хотят быть знаменитыми, известными. Мир стал опаснее. Любой твой промах могут запечатлеть на камеру  телефона и ты звезда you tube. Для обсуждения этого вопроса используются фрагменты их фильма "Последняя искра жизни", режиссер Алекс де ла Иглесиа.
 
17. Тема предательства - одна из самых сложных в курсе Отечественной истории. Особенно, если речь идет о Великой Отечественной войне. Отрывок из фильма Алексея Германа ст. "Проверка на дорогах" как нельзя лучше подходит для обсуждения этого сложного вопроса.  
                   

     Благодаря кинематографу осуществляется сближение  содержания образования с окружающей действительностью, жизнью. Кинематограф - вид искусства, а искусство нацелено на метапредметный результат.  Он помогает учащимся создать целостные образы, реализовывать проблемное обучение в школе, что, в свою очередь,  положительно сказывается на качестве усвоения изучаемого материала, повышению  мотивации учащихся.

       Кинематограф позволил мне применить метод исторической реконструкции на основе культурной антропологии. Культурная антропология — наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX—начале XX века, в основном, в США. Представители: Франц Боас, Рут Бене-дикт, Маргарет Мид, Марсель Мосс и Клод Ле-ви-Стросс. Для культурной антропологии характерен поиск «точек удивления». Познающий субъект смотрит на то, что нас окружает, новым взглядом. Учащиеся фиксируют свои наблюдения, на основе заданий делают обобщения и вывод о характеристике того или иного исторического события. Например, реконструкцию перестроечного времени в СССР учащиеся осуществляют на основе фрагмента из фильма Исаака Фридберга "Куколка". Им необходимо отметить внешний вид героев, особенности их речи, поведения и т.д.
Киноклуб "Держава".

          В 2007 году в лицее мною был открыт киноклуб "Держава". Киноклубное движение (в том числе  и киноклубы в общеобразовательной школе), активно развивавшееся в СССР в 60-80-е годы прошлого века, имело свои традиции и богатый содержательный опыт идейно- нравственного и художественно-эстетического воспитания учащихся. При максимальном раскрытии всех своих потенциальных возможностей, киноклуб может трансформироваться в полифункциональное объединение,  основными  формами работы которого будут являться не  только  просмотры  фильмов, но и дискуссии, обсуждения, «круглые» столы, изучение творчества мастеров кино, знакомство с основными направлениями современного кинематографа, научно-исследовательская деятельность и т.п. Киноклуб может способствовать и более успешной реализации образовательных программ по целому ряду школьных дисциплин гуманитарного и естественно-научного циклов. Бурное развитие медиа открывает новые перспективы для этого направления внеклассной досуговой деятельности: появление в школе медиатек  (медиацентров)  для  школьников и преподавателей позволяет использовать в учебно-воспитательном процессе возможности не только кинематографа, но и телевидения, любительской  фото- и видео съёмки. Поэтому идея создания киноклуба (вариант: кинофакультатива) на базе школьной медиатеки (медиацентра) представляется весьма содержательной и перспективной. Мною была разработана и апробирована образовательная программа. (посмотреть ее можно здесь)
Наша группа в контакте.